Маркировка энергоэффективности оборудования
А. Л. Наумов, вице-президент НП «АВОК», ген. директор ООО «НПО ТЕРМЭК»
Энергетическая стратегия современной цивилизации предусматривает рост энерговооруженности экономики при сдерживании расходов топливно-энергетических ресурсов и сопутствующего экологического ущерба. Базовым элементом решения этой противоречивой задачи является энергосбережение.
Помимо традиционных направлений энерго-сбережения, получивших развитие после энергетического кризиса 1970-х годов, в последние годы сформировалось еще одно направление – маркировка энергоэффективности оборудования и изделий. Суть маркировки состоит в том, что на основе анализа и тестирования энергопотребления в группе изделий каждому из них присваивается определенный индекс энергоэффективности, фиксируемый в технической документации. Кроме того, этот индекс наносится на изделие в виде красочной этикетки.
В целях унификации шкала энергоэффективности для всех групп маркируемых изделий разбивается на несколько классов.
В частности, в странах ЕС предусмотрено 7 групп энергоэффективности с буквенными индексами от А (самый энергоэффективный класс) до G (самый высокий уровень энергопотребления).
Внешний вид этикетки энергоэффективности представлен на рисунке.
Введение маркировки энергоэффективности является обязательным требованием в странах ЕС и регламентируется директивой 2005/32/ЕС Европейского парламента.
Маркировка уже введена во многих странах: США, Австралия, Япония, Южная Корея, Китай, ряд стран Латинской Америки, Африки.
По мере накопления опыта и информации в маркировку энергоэффективности вовлекается все большее количество оборудования, изделий и материалов.
Начиналась маркировка в 1990-х годах с электробытовой техники. Результаты повышения энергоэффективности бытовых холодильников и морозильников превзошли все ожидания. В странах, входящих в Международное энергетическое агентство (International Energy Agency – IEA), в 1990 году находилось в эксплуатации 315 млн холодильников и 91 млн морозильников, которые потребляли 335,3 млрд кВт • ч в год, к 2000 году их число возросло в 1,25 раза, а энергопотребление сократилось до 314,6 млрд кВт • ч в год.
Для сравнения, сэкономленная на бытовых холодильниках энергия в странах IEA превышает энергопотребление всего московского региона.
Вслед за холодильниками стали маркироваться стиральные и посудомоечные машины, водонагреватели, бытовые кондиционеры, осветительные приборы.
В настоящее время идет борьба за увеличение доли энергосберегающих осветительных ламп (флюоресцентные светильники потребляют в 5–6 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания). Потенциал энерго-сбережения в осветительных технологиях в странах IEA оценивается в 150–200 млрд кВт • ч в год.
Пока объем применения энергосберегающих светильников оценивается в разных странах от 1 до 5 %.
Вслед за бытовой техникой в отдельных странах переходят к маркировке энергоэффективности промышленного оборудования (насосов, чиллеров, теплообменников, электродвигателей, генераторов и т. п.) и автомобильного транспорта. Есть первый опыт маркировки энергоэффективности в строительстве. Стоимость выставленного на продажу здания в Австрии существенно зависит от его индекса энергоэффективности.
Энергоэффективное изделие стоит зачастую существенно дороже обычного. Что же заставляет и стимулирует потребителя выкладывать дополнительные средства, а производителя выпускать новую технику?
Обобщая опыт разных стран, использующих маркировку энергоэффективности изделий, можно выделить следующие направления продвижения энергосберегающей продукции:
– обязательность маркировки энергопотребляющего оборудования и изделий;
– директивные ограничения производства и продажи энергоемкой техники;
– ограничение импорта: так, например, в страны EС запрещен ввоз изделий классов энергоэффективности F и G;
– информационно-пропагандистские меры, разъясняющие экономическую выгоду энергоэффективного оборудования при эксплуатации, его экологическую эффективность.
Впрочем, в ряде стран директивные методы сочетаются с системой добровольной сертификации оборудования на энергоэффективность. Ведущие западные производители с пониманием и заинтересованностью отнеслись к требованиям энергоэффективности изделий, и в настоящее время марка энергоэффективности столь же значимая характеристика конкурентоспособности товара, как качество, надежность, дизайн. Можно считать, что в ЕС модернизация техники по критерию энергоэффективности выходит на одно из первых мест. Такая же тенденция наблюдается в изменении приоритетов потребительских свойств товаров и у покупателей.
Насколько объективна информация маркировки энергоэффективности товара, который мы покупаем в магазине? Ведь даже в одной группе изделий наблюдается большое разнообразие свойств, влияющих на энергопотребление: размеры, мощность, режимы работы и т. п.
Выработаны критерии и регламенты тестирования на энергопотребление различных сходных групп изделий. В большинстве случаев результаты испытаний обрабатываются в относительных показателях, например, отношение потребляемой электрической мощности к полезной холодопроизводительности кондиционера. Весь диапазон характеристик энергопотребления однотипных изделий, присутствующих на рынке ЕС, от самых совершенных до самых энергорасточительных делится на 7 групп по классам энергоэффективности от А до G с фиксированным диапазоном относительных показателей в каждой группе.
Порядок идентификации энергоэффективности изделия в разных странах отличается. Испытания могут проводиться в государственных сертификационных центрах, в независимых аккредитованных лабораториях или непосредственно самим предприятием-изготовителем.
Разработанная методология маркировки энергоэффективности изделий достаточно универсальна и наглядна. Достаточно увидеть на холодильнике, кондиционере или автомобиле этикетку с буквой А, чтобы быть уверенным, что это изделие относится к высшему классу энергоэффективности.
Детальніше http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3424
|